Ключевые аспекты федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования

Опубликовано inspektor - ср, 13.05.2015 - 10:21

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, перешли на обучение в первых классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО).

На сегодняшний день разработаны и утверждены новые стандарты по всем ступеням общего образования. Обязательный переход на ФГОС в пятых классах запланирован  с 1 сентября  2015 года, а в десятых классах – на 2020 год. Однако по мере готовности образовательных учреждений предусмотрена возможность их введения раньше. Именно поэтому вопрос о ключевых характеристиках федеральных стандартов общего образования становится особо актуальным уже сегодня.

Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования  заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный номер 19644 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)».

Что же отличает новые стандарты от старых? Какое направление развития выбрано для системы общего образования? Можем ли мы быть спокойны за уровень и в целом за качество образования подрастающего поколения? Не приведет ли все это к коммерциализации школьного обучения? Эти и другие вопросы, связанные с ФГОС общего образования, требуют своего ответа.

Основой  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования стала идея общественного договора: в нем должны быть учтены требования как со стороны личности обучающегося, так и с позиции семьи, общества и государства. И эти требования не ограничиваются только содержанием образования. Более того, впервые в стандартах сформулированы требования к структуре основных образовательных программ, к результатам освоения этих программ, а также к условиям их реализации (кадровым, финансовым, материально-техническим, психолого-педагогическим и другим)..

Таким образом, новые стандарты выходят за рамки школы. Сегодня образование – не только и не столько источник определенных знаний и умений, а в первую очередь, фактор роста конкурентоспособности личности, общества и государства в изменяющемся мире. Такая открытость образовательного учреждения предусматривает и распределение социальной ответственности за результаты образования не только между образовательными учреждениями и их учредителями, но и между родителями (законными представителями) обучающихся и обществом в целом.

Механизмом, распределяющим эту ответственность, является часть основной образовательной программы (ООП), формируемая участниками образовательного процесса.

Впервые федеральными стандартами закреплено, что от 20 до 33 процентов объема ООП должны (а не просто имеют право) устанавливать родители совместно с обучающимися и педагогами. Здесь важно отметить, основная образовательная программа – это не только учебный план той или иной ступени общего образования, но и программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, формирования (развития) универсальных учебных действий и т.д.

Следовательно, родители (законные представители) обучающихся должны определять все важнейшие аспекты работы школы, уклад всей школьной жизни. Это и дает нам ответ на вопрос: можем ли мы быть спокойны за уровень и в целом за качество образования подрастающего поколения? Конечно, нет! Потому что оно теперь зависит не только от отдельно взятого педагога, но и от конкретного родителя, от их неравнодушия по отношению к детям, от их совместного сотрудничества.

Характерной чертой новых стандартов является возможность развития личности обучающегося не только в рамках урочного пространства, но и во внеурочной деятельности, организуемой по пяти направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Предусматриваемый объем внеурочной деятельности – до 10 часов в неделю. Следует особо подчеркнуть, что обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий внеурочной деятельности, организуемой за рамками учебного плана.

Таким образом, федеральные стандарты, реализуют принцип  бесплатности и общедоступности общего образования, позволяют  расширить учебный план, организовать внеурочную деятельность.

В заключении остановлюсь об изменениях, которые коснулись ступеней основного общего и среднего общего образования:

– перечень обязательных предметных областей и учебных предметов пополнился вторым иностранным языком для ступени основного общего образования;

– учебный план последней ступени общего образования обязан предусматривать выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов);

– экологическая составляющая в виде предмета «Экология» включена в предметную область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ступени среднего общего образования;

– профильное обучение предполагается реализовывать через пять профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный;

– государственная итоговая аттестация обучающихся предусматривает введение третьего обязательного экзамена для выпускников школ по иностранному языку.