При подготовке к поступлению в вузы принято рассматривать разные варианты и, как говорят, готовиться к худшему, надеясь на лучшее. Поэтому будущим абитуриентам не мешает знать о том, что, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности по так называемому «целевому направлению». Особенность целевого набора заключается в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие). В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре. При этом сочтем нужным отметить, что целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, однако в обиходе он расширен. Система целевого набора таит в себе массу особенностей, которые обязаны знать абитуриенты, мечтающие поступить по целевому направлению. Кто в списках? В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, что знакомым надо быть со школьной скамьи. Так оно и есть – руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы «присмотреть» существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые проводит предприятие среди учащихся региона. Или встречи со школьниками на предприятии. Или тематические олимпиады, организатором или спонсором которых выступает предприятие. Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны – у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов. Например, предприятие «Татнефть» уже на протяжении нескольких десятилетий именно так выбирает потенциальные кадры и направляет их на обучение в нефтяные вузы России. Еще в "целевики" обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии, имеют авторитет. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство предприятия идет им навстречу. Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование, и дает заветное направление. Поступление и обучение То, что абитуриент попал в целевой список, совсем не значит, что его примут в вуз без конкурса. Согласно правилам, конкурс в таком случае должен составлять не меньше 1,2 человека на одно место. Разумеется, это не такое серьезное испытание, как общий конкурс, но все же по оценкам ЕГЭ выбираются наиболее сильные абитуриенты. Здесь есть один нюанс – по договору, студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно. А для этого, соответственно, необходимы способности и знание школьной базы. Поэтому конкурс в целевом наборе необходим.
Прикрепленные файлы (1)
post_o_celevom_prieme.pdf136.71 КБ