На заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России Дмитрий Ливанов представил доклад о развитии системы дополнительного образования (Воскресенье, 24 Май 2015).
Из выступления Дмитрия Ливанова:
"...Дополнительное образование – площадка для проб при подготовке к выбору профессиональной карьеры. С 2012 года Росстатом зафиксирован уверенный рост объема услуг дополнительного образования детей. Охват детей дополнительными образовательными программами увеличился за 2 года при корректировке оценки охвата с учетом детей, осваивающих несколько таких программ одновременно, - на 1 млн. детей (с 11, 5 млн. человек до 12,5 млн. человек). При этом численность детей в возрасте от 5 до 18 лет увеличилась на 340 тыс. человек. Численность дошкольников, занятых в дополнительных образовательных программах, увеличилась на 5,0%. Развитие кружков, секций, музейной деятельности на базе школ позволило создать условия для проявления способностей дополнительно для 13,6% учащихся. Сегодня по доле занимающихся в школьных кружках, секциях мы находимся на уровне показателей системы образования в советское время – около 60%.
В школах искусств, центрах детско-юношеского творчества, других организациях дополнительного образования детей численность детей прирастала не так динамично, но темпы превысили рост численность детей в возрасте от 5 до 18 лет - на 2,9% за 2 года (по сравнению с 1,9% соответственно). По развитию сектора дополнительного образования детей лидируют Тюменская (49%), Липецкая (18%), Пензенская (17%), Рязанская (14%), Кемеровская области (11%). Снижение численности детей в организациях дополнительного образования детей обусловлено изменением подходов к содержанию и формам реализации программ, концентрацией ресурсов на базе школ, реорганизацией региональных и муниципальных сетей учреждений (с учетом их различной ведомственной принадлежности – образование, культура, спорт). По данным социологических обследований, исключающих "двойной счет" особенно активных в пробах своих способностей детей, охват школьников программами дополнительного образования составляет сегодня около 64%. Еще 5 лет назад охват не превышал 59%. Важно, что сельские школьники имеют не меньше возможностей для участия в дополнительных программах, чем городские: охват составляет 64,9%. И именно сельские школы выполняют роль центров развития - 2/3 программ дополнительного образования реализуются непосредственно на их площадках во второй половине дня. В городах эта пропорция существенно ниже – около 45%.
Для систематизации учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам Министерством совместно с Минкомсвязью России отрабатывается Единая федеральная межведомственная система учета (по аналогии с «Электронной очередью» в детские сады). Такая система позволит создать реестр программ дополнительного образования, обеспечит процедуру зачисления. Результаты учащихся при освоении таких программ также будут учитываться. Система заработает в полном объеме в 2016 году.
Изменение содержания программ дополнительного образования отражается на реструктуризации сети соответствующих организаций. В 2013-2014 годах их число сократилось в 59 субъектах Российской Федерации (в 43 регионах – более, чем на 5%), но это всего около 150 организаций из 11,7 тысяч учреждений различных ведомств. (В 2/3 случаев это реорганизация в форме присоединения к другим образовательным учреждениям. (По сбивчивой статистике прошлого десятелетия их число составляло более 17 000. По неофициальным данным - только в системе образования Москвы сокращение составило около 100 - ред.)
Сейчас создаются опорные многопрофильные организации, в которых концентрируется ресурсная база с учетом интересов современных школьников к техническим видам творчества, биотехнологиям, экологии.
До конца года планируем совместно с субъектами Российской Федерации сформировать реестр системообразующих организаций дополнительного образования, решения, по реорганизации которых должны будут дополнительно согласовываться как с местным сообществом, так и с Минобрнауки России. Мы поддерживаем предложение Счетной палаты в части необходимости решения вопроса о включении в требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений и городских округов (в соответствии с частью 1 статьи 6 Градостроительного кодекса) положений по обеспечению населения объектами инфраструктуры дополнительного образования детей.
Дополнительное образование – это образование по выбору. Поэтому содержание современных программ, направленных на вовлечение школьников в активную работу по саморазвитию, стимулируют в детях соревновательность, творческие способности. Совместно с коллегами из других ведомств социального блока мы поддерживаем именно такие проекты. Так Российская Федерация борется за право проведения в 2016 году всемирной Олимпиады хоров в Сочи на стадионе «Фишт». Этот проект поддерживается видными деятелями культуры нашей страны - Валерием Гергиевым, Денисом Мацуевым. Этой зимой мы запустили несколько спортивно-ориентированных программ с участием Евгения Плющенко и других известных спортсменов. Актуальный ресурс для дополнительного образования детей – наши ведущие университеты. Если раньше популярными были Малые академии при вузах, дающие навыки исследовательской работы, то сейчас университеты (пример – МГТУ им. Баумана, томские вузы) предоставляют свою базу для практической реализации проектов технически одаренных школьников в робототехнике, создании моделей беспилотных летательных аппаратов, IT-сфере.
В последние годы существенно выросли заработные платы педагогов – в том числе педагогов дополнительного образования детей (среднемесячная заработная плата педагогических работников дополнительного образования детей выросла с 21,6 тыс. до 25,3 тыс. рублей (прирост – 17,1% к 2013 году). Безусловно, средства государственного бюджета должны расходоваться на обеспечивающие развитие потенциала поколения программы. Мы планируем до конца года сформировать необходимую нормативную и методическую базу на федеральном уровне с тем, чтобы обеспечить возможность перехода к нормативно-подушевому финансированию в дополнительном образовании в 2016-17 годах. До конца года будет завершена работа по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования. По статистике в 2014 году 29,9% организаций дополнительного образования детей финансировалось в соответствии с нормативно-подушевым принципом.
Отдельное внимание планируем обратить на меры по стимулированию прихода частного бизнеса в сектор дополнительного образования. Примеры действующих в крупных городах площадок, где дети могут участвовать в работе профильных мастерских, знакомиться с особенностями разных профессий, наглядно демонстрируют, насколько интересными могут быть программы дополнительного образования для детей и их родителей.
В 2014 году был обновлен СанПиН по организации дополнительного образования детей, в котором сняты излишние требования к организации дополнительного образования детей: исключены ограничения по минимальному возрасту детей; избыточные требования по наличию в организации медицинских работников. До конца года внесем на рассмотрение в Государственную Думу законопроекты, которые обеспечат ослабление требований к помещениям, в которых располагаются организации дополнительного образования.
Источник: Информационно-методический портал «Образование»