Этнокультурное образование и воспитание в школах-интернатах.

Опубликовано inspektor - вт, 18.04.2017 - 14:36

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
 

Задачей школ-интернатов стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным компонентом.
 

Система образования Красноселькупского района  имеет опыт реализации националь­но-регионального компонента.

С целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования, повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей в муниципалитете обеспечено:

Изучение родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства.

Реализуется право обучающихся, из числа КМНС  на изучение родного (селькупского) языка. В школах интернатах  изучается родной (селькупский) язык в рамках школьной программы.

Обеспечивается индивидуальный подход в воспитании ребёнка КМНС. Дети, родители которых ведут полукочевой образ жизни,  проживают в интернатах семейного типа, где организована воспитательная работа с включением элементов этнопедагогики.

С целью активизации профориентационной работы введены элективные курсы этнокультурной направленности: основы оленеводства, народные промыслы, что позволяет подготовить воспитанников интерната семейного типа к труду в тундре (оленевод, охотник, рыбак).

Приоритетными  направлениями  работы  школ-интернатов с детьми являются поиск оптимальных форм обучения детей коренных малочисленных народов севера, обеспечение реализации их прав на получение образования и воспитания в традициях культуры и истории своего народа.

В этом направлении большую роль играют детские творческие объединения «Национальные промыслы», «Родники истории».

В рамках этих ДТО ребята приобретают навыки  работы с мехом, шьют национальные костюмы, занимаются резьбой по дереву, осваивают лов рыбы, вязание сетей, вождение снегохода, сами изготавливают лыжи, сани, готовят национальные блюда.

Дети КМНС имеют возможность получать в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей необходимые им в дальнейшей жизни в традиционном хозяйствовании специальности по программам профессиональной подготовки:  «Повар», «Портной», «Водитель внедорожных мот транспортных средств».

В целях сохранения навыков традиционного образа жизни воспитанников интерната, из числа КМНС, на территории МОУ «Толькинская школа –интернат среднего общего образования»,  МОУ «Раттовская школа –интернат основного общего образования» установлен переносное жилище – чум. Этническое жилище (чум)  используется  как дополнительное учебное помещение для проведения внеклассных мероприятий,  бесед и экскурсий в чум.

Создана система выявления, отбора и поддержки талантливым детей КМНС.

Обучающимся КМНС обеспечена возможность участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, в том числе олимпиаде по родному языку, краеведению.

В целях обеспечения равных стартовых возможностей организована предшкольная подготовка для детей от 6-7 лет на базе ДОУ и школ –интернатов.  (МОУ «РШИ ООО» -группы кратковременного пребывания, в МОУ «ТШИ СОО»-дети 6-7 лет проживают в интернате и посещают подготовительную группу в ДОУ «Березка»).

Ежегодно за счет муниципальной программы «Реализация муниципальной политики в муниципальном образовании Красноселькупский район на 2014-2020 годы». Подпрограммы «Защита прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера Красноселькупского района, обеспечение их социальных и духовных потребностей на 2014-2020 годы» приобретается сырье для деятельности кружков по национально-прикладному искусству (бисер, кожа, мех, сукно и др.).

Обеспечивается поддержка малокомплектных школ. Для реализации этнокультурных программ в  рамках грантовой поддержки укрепилась материальная база МОУ «Раттовская школа –интернат основного общего образования». Приобретены снегоход «Буран», инструменты и инвентарь для работы на пришкольном участке и теплице,  снаряжения для ловли рыбы,  спасательные жилеты, запасные части  для лодочного мотора, оборудование для занятий по деревообработке.

Организована  подготовка и переподготовка кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности. Морокова  Маргарита Кимовна, учитель родного (селькупского) языка приняла участие во     Всероссийском мастер – классе  учителей родных языков, включая русский, г. Москва, где заняла 2 место.

С 2005 года МОУ «Толькинская школа –интернат среднего общего образования»   является опорной школой района  по национально-региональному компоненту.

В  школе-интернате  создана целостная система национального воспитания на основе этнопедагогики.  В рамках реализации программы «Школьный чум», проекта  «Школьный краеведческий музей как социокультурный центр села по развитию селькупского языка» на базе школы проводятся этносеминары, конкурсы «Мистер Этно-Толька», «Мисс Северное сияние», «Семья года»,    неделя Ямала, национальные игры, подиум национальной одежды, спектакли народного театра. 

 С целью создания условий для социальной адаптации воспитанников коренной национальности, с сохранением национального уклада жизни и дальнейшей их самореализации в МОУ «Толькинская школа-интернат среднего общего образования» реализуется программа воспитательной работы интерната семейного типа   «Достойный гражданин Ямала».

Разработаны  и внедрены программы по родному языку, литературному краеведению, КНЯ, географии, экологии, экономике Ямала,  национальным промыслам и прикладному искусству.            

Социализация воспитанников  интерната семейного типа происходит через реализацию  ряда модулей: «Я-гражданин Ямала», «Зов предков»,  «Здоровый Ямальчик», «Воспитанники и его культура»,  «Воспитанник и его труд», «Природа», «Зов предков».

 

Определяющую роль  в этнокультурном воспитании школьников играет   краеведческий музей, созданный в МОУ «Толькинская школа-интернат среднего общего образования. На базе школьного музея проводятся  обзорные, тематические экскурсии, семинары по этнокультуре, уроки  КНЯ, истории, географии и биологии, акция «Ночь в музее», интегрированные уроки с участием Дома ремёсел, Детской школы искусств, Центром дополнительного образования детей; развивается исследовательская и   проектная деятельность. 

 

Наши результаты:

 

 2017г.- Кушов Замба Эренженович.  Золотая медаль Национальной премии  «Элита российского образования»  (г.Москва).

2016г.- Морокова  Маргарита Кимовна.    Всероссийский мастер – класс  учителей родных языков, включая русский, г. Москва, Диплом 2 место

 

2014г. - Кушов Замба Эренженович, Шарапова Валентина Есеновна.  Проект  «Школьный краеведческий музей  как культурный центр поселка Толька»    признан победителем  во Всероссийском открытом  конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов. 

 

2012г. авторский коллектив воспитателей МОУ «ТШИ СОО»  Васильева Любовь Николаевна,  Машнина Надежда Ивановна, Мусиенко Ирина Юрьевна,  Петрова Ирина Викторовна  удостоен  Диплома лауреата  национальной премии  в области образования в номинации «Лучшая организация внеклассного гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания-2012» (Москва).   ФОТО 1  ФОТО 2  ФОТО 3   ФОТО 4