Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания.
Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
Задачей школ-интернатов стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным компонентом.
Система образования Красноселькупского района имеет опыт реализации национально-регионального компонента.
С целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования, повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей в муниципалитете обеспечено:
Изучение родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства.
Реализуется право обучающихся, из числа КМНС на изучение родного (селькупского) языка. В школах интернатах изучается родной (селькупский) язык в рамках школьной программы.
Обеспечивается индивидуальный подход в воспитании ребёнка КМНС. Дети, родители которых ведут полукочевой образ жизни, проживают в интернатах семейного типа, где организована воспитательная работа с включением элементов этнопедагогики.
С целью активизации профориентационной работы введены элективные курсы этнокультурной направленности: основы оленеводства, народные промыслы, что позволяет подготовить воспитанников интерната семейного типа к труду в тундре (оленевод, охотник, рыбак).
Приоритетными направлениями работы школ-интернатов с детьми являются поиск оптимальных форм обучения детей коренных малочисленных народов севера, обеспечение реализации их прав на получение образования и воспитания в традициях культуры и истории своего народа.
В этом направлении большую роль играют детские творческие объединения «Национальные промыслы», «Родники истории».
В рамках этих ДТО ребята приобретают навыки работы с мехом, шьют национальные костюмы, занимаются резьбой по дереву, осваивают лов рыбы, вязание сетей, вождение снегохода, сами изготавливают лыжи, сани, готовят национальные блюда.
Дети КМНС имеют возможность получать в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей необходимые им в дальнейшей жизни в традиционном хозяйствовании специальности по программам профессиональной подготовки: «Повар», «Портной», «Водитель внедорожных мот транспортных средств».
В целях сохранения навыков традиционного образа жизни воспитанников интерната, из числа КМНС, на территории МОУ «Толькинская школа –интернат среднего общего образования», МОУ «Раттовская школа –интернат основного общего образования» установлен переносное жилище – чум. Этническое жилище (чум) используется как дополнительное учебное помещение для проведения внеклассных мероприятий, бесед и экскурсий в чум.
Создана система выявления, отбора и поддержки талантливым детей КМНС.
Обучающимся КМНС обеспечена возможность участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, в том числе олимпиаде по родному языку, краеведению.
В целях обеспечения равных стартовых возможностей организована предшкольная подготовка для детей от 6-7 лет на базе ДОУ и школ –интернатов. (МОУ «РШИ ООО» -группы кратковременного пребывания, в МОУ «ТШИ СОО»-дети 6-7 лет проживают в интернате и посещают подготовительную группу в ДОУ «Березка»).
Ежегодно за счет муниципальной программы «Реализация муниципальной политики в муниципальном образовании Красноселькупский район на 2014-2020 годы». Подпрограммы «Защита прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера Красноселькупского района, обеспечение их социальных и духовных потребностей на 2014-2020 годы» приобретается сырье для деятельности кружков по национально-прикладному искусству (бисер, кожа, мех, сукно и др.).
Обеспечивается поддержка малокомплектных школ. Для реализации этнокультурных программ в рамках грантовой поддержки укрепилась материальная база МОУ «Раттовская школа –интернат основного общего образования». Приобретены снегоход «Буран», инструменты и инвентарь для работы на пришкольном участке и теплице, снаряжения для ловли рыбы, спасательные жилеты, запасные части для лодочного мотора, оборудование для занятий по деревообработке.
Организована подготовка и переподготовка кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности. Морокова Маргарита Кимовна, учитель родного (селькупского) языка приняла участие во Всероссийском мастер – классе учителей родных языков, включая русский, г. Москва, где заняла 2 место.
С 2005 года МОУ «Толькинская школа –интернат среднего общего образования» является опорной школой района по национально-региональному компоненту.
В школе-интернате создана целостная система национального воспитания на основе этнопедагогики. В рамках реализации программы «Школьный чум», проекта «Школьный краеведческий музей как социокультурный центр села по развитию селькупского языка» на базе школы проводятся этносеминары, конкурсы «Мистер Этно-Толька», «Мисс Северное сияние», «Семья года», неделя Ямала, национальные игры, подиум национальной одежды, спектакли народного театра.
С целью создания условий для социальной адаптации воспитанников коренной национальности, с сохранением национального уклада жизни и дальнейшей их самореализации в МОУ «Толькинская школа-интернат среднего общего образования» реализуется программа воспитательной работы интерната семейного типа «Достойный гражданин Ямала».
Разработаны и внедрены программы по родному языку, литературному краеведению, КНЯ, географии, экологии, экономике Ямала, национальным промыслам и прикладному искусству.
Социализация воспитанников интерната семейного типа происходит через реализацию ряда модулей: «Я-гражданин Ямала», «Зов предков», «Здоровый Ямальчик», «Воспитанники и его культура», «Воспитанник и его труд», «Природа», «Зов предков».
Определяющую роль в этнокультурном воспитании школьников играет краеведческий музей, созданный в МОУ «Толькинская школа-интернат среднего общего образования. На базе школьного музея проводятся обзорные, тематические экскурсии, семинары по этнокультуре, уроки КНЯ, истории, географии и биологии, акция «Ночь в музее», интегрированные уроки с участием Дома ремёсел, Детской школы искусств, Центром дополнительного образования детей; развивается исследовательская и проектная деятельность.
Наши результаты:
2017г.- Кушов Замба Эренженович. Золотая медаль Национальной премии «Элита российского образования» (г.Москва).
2016г.- Морокова Маргарита Кимовна. Всероссийский мастер – класс учителей родных языков, включая русский, г. Москва, Диплом 2 место
2014г. - Кушов Замба Эренженович, Шарапова Валентина Есеновна. Проект «Школьный краеведческий музей как культурный центр поселка Толька» признан победителем во Всероссийском открытом конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов.
2012г. авторский коллектив воспитателей МОУ «ТШИ СОО» Васильева Любовь Николаевна, Машнина Надежда Ивановна, Мусиенко Ирина Юрьевна, Петрова Ирина Викторовна удостоен Диплома лауреата национальной премии в области образования в номинации «Лучшая организация внеклассного гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания-2012» (Москва). ФОТО 1 ФОТО 2 ФОТО 3 ФОТО 4