С целью совершенствования педагогического мастерства педагогов по развитию информационно-поисковых умений языковой и коммуникативной компетентности обучающихся, обобщения и распространения педагогического опыта 30-31 марта 2017 года в МОУ Красноселькпская средняя общеобразовательная школа «Радуга», МОУ «Толькинская школа-интернат среднего общего образования» проведен районный семинар «Информационно-поисковые умения как средство развития языковой и коммуникативной компетентности обучающихся» (далее-семинар).
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Чтобы воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию. Поэтому тема семинара «Информационно – поисковые умения как средство развития языковой и коммуникативной компетентности школьников» актуальна.
В МОУ Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга» представлен опыт формирования языковой и коммуникативной компетентности у обучающихся начальных классов, на уроках русского языка, литературы, культуры народов Ямала в основной и старшей школах. Продемонстрированы видеоряды по уровню формирования языковой и коммуникативной компетенции у обучающихся. Школьный библиотекарь (Рачапова Л.К.) проинформировал об использовании информационно-поисковых умений в библиотечной системе Педагоги (Анкудович Л.А., Иванова Е.А., Лука И.Г., Фомина Е.Н.) провели мастер-классы с присутствующими по использованию приёмов и методов развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках в начальных классах, русского языка и литературы в основной школе. По окончанию семинара разработана линия действий по формированию языковой и коммуникативной компетентности обучающихся с использованием информационно-поисковых умений.
В МОУ «Толькинская школа-интернат среднего общего образования» семинар проводился в течение двух дней. 30 марта 2017 года Иваницкая Т.М., учитель начальных классов, провела мастер-класс по организации работы в группах на тему "Приемы драмогерменевтики при работе с текстами". 31 марта 2017 года присутствующие совместно с заместителем директора по УВР Косых Т.М. рассуждали кто такой компетентный человек, педагог, ученик. Участникам семинара были предложены видеоролик «Что такое снег?» и ситуация на уроке «Подводный мир». Рассмотрев каждую из предложенных ситуаций, учителя сделали вывод, что для того, чтобы воспитать компетентного выпускника необходимо создавать определенные условия и сформулировали цель семинара: выявление дидактических условий, влияющих на эффективность формирования языковой и коммуникативной компетентности. Более подробно о языковой компетентности рассказала Хафизова Елена Николаевна, заместитель директора по УВР. В рамках формирования коммуникативной компетентности проведен мастер-класс, распространен буклет «Организация группового взаимодействия учащихся» Басовой Еленой Васильевной, учителем начальных классов. В ходе семинара рассмотрены информационно-поисковые умения, приемы и методы формирования рассматриваемых компетенций, представленные заместителем директора по УВР Косых Т.В., учителем методистом Хуснудтиновой Т.М.