Что делать, если ребенок очень вспыльчивый, эмоциональный. Любая мелкая проблема может вывести его из себя, буквально до истерики с криками и кривляниями. При этом он очень зависим от телефона. Как только по договорённости телефон попадает в руки ребенку, все идёт наперекосяк. Он может не пойти на английский, забыть про уроки. А потом до ночи сидеть плакать, какой он несчастный.
Как справляться с таким поведением? Стоит ли игнорировать его истерики? Как разумным сделать пользование телефоном?
Сложность в использовании гаджета в том, что это лёгкий способ получить удовольствие. Мозг не только ребёнка, но и взрослого быстро привыкает к тому, что не нужно стараться, прилагать усилия, чтобы стало хорошо.
Если ребёнок уже привык к этому, процесс отвыкания обычно длится долго и очень постепенно. Хорошо помогает найти, что интересует ребёнка, в том числе, когда он сидит в телефоне.
Что он смотрит в интернете? Может, какие-то ролики на Ютубе? Может, он играет в игры? Общается с друзьями? Наслаждается картинками?
Ребёнку вместо игры на телефоне можно предложить придумать собственный сценарий игры: нарисовать сюжет, сделать игровое поле, фигурки.
Вы, наверно, знаете, как работают продажи: чтобы привлечь клиента, нужно показать, какую пользу ему принесёт продукт, что ему даст. Для этого маркетологи изучают потребности целевой аудитории: что им нужно, что их заботит, чего они хотят, к чему стремятся.
Когда мы решаем снизить время за гаджетом у ребёнка, важно не просто отбирать телефон, а придумать активность, которая сможет его заменить, увлечь. Для этого часто приходится проводить почти маркетинговые исследования: изучать, что ребёнку нравится, что его цепляет, от чего он получает удовольствие.
Такой подход требует времени и ваших собственных усилий. Результаты от него не приходят быстро. Но обязательно наступают и становятся очень устойчивыми.
Когда мы говорим о детских истериках и вспыльчивости, то всегда нужно помнить про возраст ребёнка. Например, около 3 лет и с наступлением пубертата (около 11 лет) такие эмоциональные качели нормальны.
Подростковый возраст характеризуется большими физиологическими изменениями, в том числе гормонального фона. А это сказывается на настроении.
Плюс, каждый человек уникален. По характеру и темпераменту все мы отличаемся друг от друга. Кто-то более медленный, уравновешенный, вдумчивый, спокойный. А кто-то более резкий, взбалмошный, непослушный, чувствительный даже к малейшим изменениям.
Ни один из этих вариантов не плохой и не хороший. Просто нужно учитывать, что нервная система людей может быть устроена по-разному. И, похоже, вспыльчивость и эмоциональность – не только характеристика возраста, но и в целом свойственны ребенку.
Это значит, что, вероятно, по жизни он такой. И с этим придётся считаться. Невозможно заставить человека не чувствовать что-то ярко, невозможно заставить его приглушить возникающие эмоции. Это приводит к печальным последствиям.
Но можно учить грамотно обходиться со своими эмоциями. То есть рассказывать, что нужно делать, когда грустно, когда страшно, когда скучно, когда появляется разочарование и хочется всё бросить. А ещё показывать это собственным поведением: определённым образом реагировать на бури эмоций и истерики.
Чтобы понять, как лучше реагировать, можно использовать 2 стратегии:
- Спросить у ребёнка, что ему нужно.
Прямым вопросом: «Как я сейчас могу тебе помочь, дорогой?». «Вижу, что ты расстроен и злишься. Что я могу сделать, чтобы тебе стало легче?».
Есть ситуации, когда к детским истерикам нужно быть очень внимательной, потому что ребёнку требуется ваше участие и поддержка.
А есть ситуации, когда человек хочет, чтобы его оставили одного.
Узнать, что именно происходит и хочется ребёнку, можно, только спросив у него. И будучи чуткой к ответу, который вы услышите.
- Представить, каково на месте ребёнка было бы вам.
Представьте, что вы родились очень чувствительной, восприимчивой, быстро расстраиваетесь. Когда такое происходит с вами, чего бы вам хотелось?
Обычно крики и наставления плохо работают, когда нам сложно. Поддержка, утешение, понимание помогают лучше.
Это не значит, что в жизни ребёнка не должно быть границ. В каждой семье есть чёткие правила того, что можно и что нельзя. Это нормально. Но по поводу этих правил ребёнок может переживать сильные чувства. И это тоже нормально.
Вы не можете изменить правила и события. Но можете помочь ребёнку пережить эмоции, которые он испытывает.
Это касается всех сфер жизни человека. Как вы сейчас помогаете ребёнку справляться с чувствами, так он в будущем будет помогать себе сам.
Если сейчас говорить «не ной, не кричи, что ты как маленький, успокойся, перестань», есть риск, что в будущем мальчик будет говорить с собой холодно и жестоко.
Если сейчас говорить «вижу, что тебе плохо, я не могу изменить ситуацию, но я рядом, я тебе помогу, что мне сделать? Я очень тебя люблю, твоё спокойствие и счастье для меня важны», то в будущем он сможет утешать себя сам такими же тёплыми словами.